Управление рассмотрело в пределах своей компетенции Ваше обращение, поступившее в Рособрнадзор, и сообщает.
Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и согласно п.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно- правовое регулирование и толкование законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере образования.
В образовательных учреждениях Республики Татарстан, имеющих государственную аккредитацию, за исключением дошкольных образовательных учреждений, татарский и русские языки, как государственные языки Республики Татарстан, изучаются в равных объемах в соответствии с государственными образовательными стандартами (статья 9 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 № 44-ЗРТ «О государственных языках в Республике Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (далее - Закон РТ).
В 2004 году данная статья Закона РТ рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации в связи с жалобами ряда граждан, оспаривающих конституционность введения указанных норм. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2004 № 16-П данные нормы были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В связи с тем, что Федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, является Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках своих полномочий направила в Министерство образования и науки Российской Федерации предложение о рассмотрении возможности законодательного закрепления необходимых условий для удовлетворения образовательных потребностей и запросов русскоязычных граждан на территории республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. С 2011/2012 учебного года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации обучение первоклассников будет осуществляться в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее - Стандарт). В соответствии с данным Стандартом разработаны проекты 3-х вариантов базисных учебных планов начального общего образования:
вариант 1 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке;
вариант 2 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
вариант 3 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие, предусмотрено изучение вышеназванных языков в равных объемах.
В указанных вариантах Стандарта предусмотрен выбор различных объемов изучения русского и родного языков.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.